Мэтр электронной музыки Евангелос Одиссеас Папатанасиу, более известный под псевдонимом Vangelis (Кто-то произносит "Вангелис" с ударением на середину слова, а кто-то — "Ванджелис" — с ударением на первый слог) ныне выпускает студийные альбомы не часто. Да и саундтреков к фильмам тоже не случается каждый год. Вернувшись в родную Грецию, покинул которую Одиссей синтезаторов двумя десятилетиями ранее, что очень символично, Вангелис заметно сменил творческий почерк — он стал более каллиграфичный — меньше экспериментов, больше понятных и отточенных мелодий, заметнее параллели с традициями классической музыки. А частота выхода альбомов снизилась. Можно вообразить, что на склоне лет величайший греческий композитор просто наслаждается жизнью, не утруждая себя музыкальными поисками и экспериментальными метаниями. Но сказать, что его творчество угасло, тоже было бы нельзя. И каждый его новый альбом лишь подтверждал, что автору еще есть что сказать.
При этом последние работы Вангелиса обнаруживают яркую космическую направленность, что очень приятно. Часто авторы электронной музыки опровергают всякую связь их музыки с космосом. Публика упорно слышит в их музыке отголоски космических волн и вибраций, а музыканты имеют основания считать, что закладывали они в свои произведения нечто иное, возможно — что-то более широкое... хотя, что может быть шире, чем космос.
Но Вангелис не отрицает. Напротив, в одном из интервью последних лет он открыто заявил, что хотел бы посвящать больше музыки именно космической тематике. Ей был посвящен предыдущий альбом маэстро 2016 года — «Rosetta» — в котором музыкальными красками изображается первый визит посланника земной цивилизации к комете Чурюмова-Герасименко. И следующий альбом тоже космический.
«Juno to Jupiter» - протяженная электронно-симфоническая работа, с включением оперного вокала румынской дивы Анжелы Георгиу, посвященная эпохе исследования крупнейшей планеты Солнечной системы космическим аппаратом NASA "Джуно" (Его так же называют Юноной), который стартовал к Юпитеру (с использованием носителя "Атлас-5") летом 2011 года и достиг окрестностей газового гиганта пять лет спустя — в июле 2016 года (Вангелис как раз выпустил предыдущий альбом).
И все следующее время исследовательская станция Juno изучала Юпитер, а Вангелис слагал об этом мелодии, коих за 5 творческих лет набралось на довольно протяженный и содержательный альбом.
Справедливости ради стоит сказать, что альбом был готов еще пару лет назад. Но релиз откладывался по тем или иным причинам. Год назад альбом уже попал на страницы Интернет-магазинов, но где-то случился прецедент его досрочного распространения, и правообладатели отозвали релиз на неопределенный срок. При этом на Youtube продолжали ротироваться ролики с эпизодами предстоящего альбома. А дата релиза продолжала оставаться засекреченной.
И вот буквально недавно она была объявлена, и новый, долгожданный альбом Вангелиса вышел — 24 сентября 2021 года.
18 треков, 73 минуты.
Это пока цифровой релиз, который в один момент оказался на всех стриминговых платформах, хотя были опасения, что его там не предполагается. Но чуть позже будет CD и двойной винил. Этот альбом хочется иметь на виниле как минимум потому, что это - Vangelis.
Что можно сказать о релизе по первым звукам?
Будто Евангелос Одиссеас помолодел лет на 40. В музыку неутомимого грека вернулась искра эксперимента, которая в большинстве случаев хорошо ложится на симфонические разливы скрипок и духовых, но где-то и смело вспарывает их атласную ткань, обнажая ярость космоса, буйство энергий, первородный хаос и безудержное его стремление к божественному порядку, ближе всего к которому именно вокальные проведения Анжелы Георгиу.
Последнее десятилетие Вангелис работает на студийном сетапе собственной конструкции, в котором в самой полной мере реализована концепция "Человек-оркестр" — большую часть партий композитор исполняет один, используя несколько клавиатур, в том числе и ножные, но и активируя при этом самые разные взаимосвязи между тон-генераторами, синтезаторами, рабочими станциями, в которых запускаются по команде те или иные ритмические конструкции, арпеджиаторы, спецэффекты, добавляются дополнительные тембры. Это чистой воды магия, и понять в полной мере, как там все устроено, и за счет чего работает именно так — это очень не просто. Но надо признать, что такой подход имеет как свои плюсы — музыка обретает слитность, единую плотную суть, особую энергетику, не размазанную по множеству сессий и дублей; так есть и некоторые минусы в подобном подходе... возможно, это не минусы, но, как минимум - особенности — слышно, что итоговая запись состоит из неотполированных до блеска элементов, а будто полотно, изображенное увесистыми мазками, словно каплями, упавшими по стечению случайных обстоятельств туда или сюда. Последнее качество не проявляется всюду. Но присутствует в альбоме в ряде эпизодов, что сперва удивляет, но позже очаровывает, и к концу пластинки перепрограммируют слушателя — такого, как я — на иное восприятие музыки, которая не обязана быть вылизанной и безупречной. Куда важнее, чтобы в ней была энергия, и жизнь билась в ней неугасающим пульсом.
Можно отметить, что треки с вокализами звучат действительно совершенно. Но, к счастью, есть и те, которые спонтанны, экспериментальны, бесформены (в хорошем смысле). Все это делает альбом разнообразным и, уж точно, не скучным.
Если сравнимать "Джуно" с "Розеттой", то новый альбом на голову выше, хотя и "Розетта" — очень неплохой альбом.
В общем, могу завершить словоизлияния той мыслью, что эти 5 лет ожидания вполне стоили тех приятных впечатлений, которые может доставить, и наверняка доставит новый альбом Вангелиса «Juno to Jupiter». Не поленитесь найти и послушать его.
...который стартовал к Юпитеру (с использованием носителя "Атлас-5") летом 2011 года и достиг окрестностей газового гиганта четыре года спустя — в августе 2016 года...
ОтветитьУдалить2016-2011=5, не? )
Да. Совершенно верно. Спасибо. Исправил.
Удалить