воскресенье, 23 июля 2023 г.

Computerchemist — 2023 — Mysterious cave of eternal theta

Computerchemist — 2023 — Mysterious cave of eternal theta

Компьютерный химик — 2023 — Таинственная пещера вечной теты

Под псевдонимом «Компьютерный химик» выступает венгерский композитор-электронщик Дэйв Пирсон (Dave Pearson). Фигурирующая в названии альбома греческая буква “Тэта”, по всей видимости, подразумевает Тета-волны головного мозга человека, которые начинают генерироваться в особом пограничном состоянии, в котором мы уже не бодрствуем, но еще не провалились в сон окончательно.

К исследованию этого альбома меня подтолкнула рецензия известного музыкального обозревателя Сильвена Лупари (Sylvain Lupari). Если Сильвен о чем напишет, это скорее всего интересно, и чаще всего это очень достойная работа. Но, конечно, всегда лучше приобрести собственное мнение, чем довольствоваться мнением самого лучшего эксперта.

Проявлять себя в сфере музыки Дэйв Пирсон начал в далеких 80-х годах прошлого столетия. Но к созданию собственных концептуальных электронных альбомов он подошел лишь в начале этого века, используя только виртуальные синтезаторы (быть может этот смысл вложен в название музыкального проекта?) и эпизодически электрогитару. С течением времени Дэйв стал обогащать свои электронные сочинения аналоговыми синтезаторами, а в альбоме 2023 года — «Таинственная пещера вечной теты» — базовую звуковую палитру создает знаменитый Меллотрон (Mellotron) — предшественник сэмплерных технологий, в котором звучание классических инструментов воспроизводилось с магнитных лент — запускаемых в движение посредством игры на клавиатуре. Воспроизвести с абсолютной достоверностью звучание скрипок, хоров и духовых инструментов Меллотрон не мог, но этот инструмент вошел в историю, как источник оригинально звучащих тембров, создающих у слушателя особое состояние восприятия музыки. Именно своим звучанием Меллотрон в разные годы вдохновлял очень многих музыкантов. В частности, Жан Мишель Жарр использовал Меллотрон в своих классических альбомах, таких как Oxygene и Equinoxe. Использование Меллотрона в 20-х годах нашего века — это одновременно и изысканный фетиш, и вызов современным технологиям, которые при всей своей безграничности по каким-то причинам не создают такой притягательности звука, как это делал изобретенный 60 лет назад электромеханический девайс.

Именно Меллотрон “делает” саунд альбома «Таинственная пещера вечной теты». Альбом действительно звучит гипнотически. Конечно, этому способствуют и нескончаемые арпеджиаторные секвенции, но именно аморфные полеты звуков Меллотрона над ритм-секцией позволяют ей существовать в рамках одной несменяемой тоники десять минут и более. И это нисколько не кажется скучным. Напротив — именно это и завораживает.

Альбом выдержан в стиле классической электроники Берлинской школы, для которого характерная длина трека — 10 минут и более. А продолжительность всего релиза как раз соответствует вместимости одного компакт-диска.

В альбоме не используются ударные инструменты, а вся ритмика задается исключительно электронными арпеджио — довольно гулкими, низкочастотными. В альбоме нет столь любимых молодым поколением высокочастотных кислотных звуков, но именно эта особенность делает звучание альбома совершенно не утомляющим наше сознание. И под него действительно можно погрузиться в особое трансовое состояние, в которым ты находишься на грани двух миров — Мира физической реальности и Мира сонных грез.

Финальный трек исполнен живьем без использования многоканальных наложений и компьютерной ритмики. Фактически, он наиболее понятным образом иллюстрирует то, что представляет собой звучание Меллотрона. Вдобавок, именно в этом треке наиболее красиво раскрывается гармония и мелодизм, которые не могли быть проявлены в предыдущих четырех треках. И этот — финальный — трек, пожалуй, для меня самый ценный. Плюс к тому — это же и выход из “пещеры” — эпизод, который вполне можно уподобить счастливому пробуждению.

Полезные ссылки:

Под псевдонимом «Компьютерный химик» выступает венгерский композитор-электронщик Дэйв Пирсон

Комментариев нет:

Отправить комментарий