Я имел опыт смотреть классическую экранизацию «Дюны» Дэвида Линча — со Стингом в одной из главных ролей. Почему-то не очень понравился фильм, но не сам по себе, а на фоне многосерийной экранизации 2000 года, которая, к слову сказать, провалилась в прокате, как, собственно, и фильм Девида Линча. Но более свежая экранизация мне понравилась сильнее. Я уже тогда оценил медитативность и атмосферность сюжета, который вряд ли может быть успешно реализован в сжатых временных рамках. В «Дюну» надо погружаться, как в зыбучие пески — медленно, и наслаждаться процессом. Поэтому, когда я осознал примелькавшуюся кинорекламу, что грядет еще одна экранизация, то однозначно решил идти. Но эта рецензия не на фильм.
Параллельно с анонсированием фильма анонсировался и сопровождающий фильм саундтрек, релиз которого предполагался синхронный с выходом фильма. И это крайне показательный прецедент — тот удивительный случай, когда фильм в значительной степени продвигается музыкой. Ныне удачная музыка может вытянуть фильм. Конечно, если фильм совсем провальный, музыка его не спасет, но вклад в успех кинокартины от музыки может быть весомым. Так было с фильмом «Интерстеллар», с «Пиратами Карибского моря». Их объединяет авторство музыки — её написал Ганс Циммер. И я бы назвал Циммер — гением кинематографической музыки XXI века. В прошлом столетии к таковым можно было бы причислить Вангелиса и Морриконе. Но Циммер уверенно превзошел обоих. Хотя в искусстве соревновательный контекст отсутствует, как таковой. И все же Ганс Циммер в настоящий момент является самым ярким и востребованным фильмовым композитором.
Я честно скажу, что тот фрагмент, который крутился в интернет-анонса предстоящего саундтрека, меня немного насторожил (Это, кстати, оказалась аранжированная до неузнаваемости пьеса Роджера Уотерса из Пинк Флойд — "Eclipse"). Наверное, вырванный из целостного полотна отрывок и не мог демонстрировать работу в полной мере. Меня не сильно зацепило. Но интерес остался. И на фильм я пошел в том числе и ради музыки. И вот там — на сеансе я был в полностью сражен. И раздобыл, внимательно прослушал весь альбом после.
Музыкально «Дюна» очень минималистична. Инженерно — грандиозна. Фактически Циммер написал лишь пару-тройку тем, но произвел титаническую работу с сэмплами, спецэффектами, пространством. Главным хитом этого единого произведения, которое бессмысленно случать частями или урывками, является тот барабанный скрежет, который открывает альбом. Такого нигде услышать более не удастся — это просто маркер Дюны, опознавательный знак для приближающихся межзвездных кораблей.
Вторым по значимости звуковым элементом альбома я бы выделил "колотушку", призывающую Шаи-Хулуда — песчаного червя. Этот звук смоделирован настолько сильно, что буквально переносят слушателя в свой мир, стирая грань между звуками реального мира и вымышленного. Однажды я слушал саундтрек на пробежке — я был уверен, что "колотушка" доносится снаружи!
И только после всего этого можно вспоминать уже о самих мелодиях, коих здесь совсем немного. Есть ли они вообще здесь?
Есть, конечно. Есть заглавная тема, которая проводится во втором треке, но единожды. Но потом — как это практически во всех саундтреках бывает, повторяется неоднократно — в разных эпизодах фильма, и разных треках альбома.
Дюна — песчаный мир. Можно было бы ожидать музыкального развития в направлении арабской музыки, которая в сознании большинства зрителей ассоциируется с пустынями. Это был бы беспроигрышный вариант, но не слишком оригинальный. К сачстью, Ганс Циммер избежал этого соблазна — этнические мотивы в саундтреке встречаются изредка, и даже главную тему можно в этом заподозрить, но лишь в первом приближении. Это нечто свое, не арабское. Возможно — византийское или готическое — хоры точно готические, и их там много.
Но есть и включения прогрессивной электроники, когда солирующий гитарогенный синт рассекает тонны песка, но вскоре исчезает в них подобно червю — был, и уже нету. Фактически весь саундтрек состоит из достаточно мелкой детализации, но когда слушаешь отвлеченно, просто не слышишь пауз — все сливается в непрерывное звуковое полотно. Хотя, последнее — иллюзия.
Кстати говоря, в основной релиз "Eclipse" Роджера Уотерса не вошел. Не вошел и ремикс фрагмента альбома Клауса Шульце 1979 года, так же посвященного в свое время роману Фрэнка Герберта, и называющегося «Dune». И тут у меня смешанные чувства. С одной стороны этот альбом Шульце мне в свое время нравился, но в саундтреке ему не совсем место — Циммер и сам неплохо справлялся. А кусочек шульцевской "берлинки" вставил лишь, как дань уважения к "Отцу немецкой электроники", который в какой-то мере музыкально повлиял и на Циммера. Стоит добавить, что Клаус очень мечтал, чтобы когда-нибудь его музыка прозвучала в фильме-экранизации "Дюны". Вот и прозвучала — фактически Ганс Циммер исполнил мечту Клауса Шульце.
Параллельно с основным релизом вышел еще один, в котором частично проходят иные музыкальные темы. Вот там есть и переработка Шульцевской Дюны. Но по сути это не совсем саундтрек — это сборник набросков, которые в фильм либо не вошли, любо вошли в сильно измененном виде.
Как свидетельствует Дени Вильнёв — режиссер и продюсер фильма, Ганс Циммер несколько раз переписывал, и фактически пересочинял музыку к фильму. Материала было создано гораздо больше, чем могло войти в один фильм. Но надо иметь в виду, что экранизация 2021 года — это всего лишь первая часть. Предполагается, что частей будет две. А значит, Циммеру опять предстоит писать музыку — уже ко второй части. Возможно в ней он утилизирует что-то из уже написанного, а может быть появится еще один саундтрек с нуля, с кучей невошедших в финальный релиз музыкальных материалов.
Hans Zimmer — 2021 — «Дюна». СаундтрекСлушать на Яндекс.Музыке: https://music.yandex.ru/album/18192681
и
The Dune Sketchbook (Music from the Soundtrack)
На Яндекс.Музыке: https://music.yandex.ru/album/17861769
Комментариев нет:
Отправить комментарий