Я очень хотел посмотреть этот фильм еще более года назад, когда он только вышел. Но что-то тогда не срослось и пришлось мне смотреть его на экране ноутбука с обычным стереозвуком и перерывами на всякие житейские надобности. Это, конечно, печально, потому, что смотреть такие фильмы надо в 3D, на большом экране - метров 30 шириной, и с многоканальным звуком на всю катушку. Что бы хоть как-то получить тот самый вожделенный эффект присутствия на Марсе, о чем уже много десятилетий мечтают сторонники колонизации космоса (а я, как раз, в их числе).
Не секрет, что фильм снят именно в рамках подготовки населения нашей планеты к выполнению давно принятой программы по переселению самых буйных его представителей на Марс. Нет, не для того, что бы как-то убедить, что это не страшно, а для того, что бы никому не показалось, что все этим миллионы денег тратятся на какую-то бесполезную ерунду. Во все времена так было: искусство использовалось, как стенобитное орудие. А чем еще пробить нашу животную твердолобость?
Как бы то не было, а Марс на данный момент - самая пригодная для жизни планета, после Земли, разумеется, из числа тех, о которых мы что-то знаем. Есть еще спутники Юпитера и Сатурна, под плотным покровом чьих атмосфер или панциря льдом могут обнаружиться более или менее пригодные условия... могут, но на Марсе они обнаружены уже. Не ровен час, будет обнаружена и сама жизнь в примитивных формах, если не обнаружена до сих пор (ведь ходят же слухи о том, что в этом американском NASA что-то там скрывают, недоговаривают).
Давайте, на всякий случай, пару слов о том, что за условия на этом красном Марсе имеют место быть - кратко и емко:
Год длится 2 земных года. Продолжительность суток такая же как на Земле - те же 24 часа с копейками. Наклон оси вращения как и у Земли - ~24 градуса, из-за чего имеет место ярковыраженная сезонность климата. О климате: на Марсе холодно - холоднее, чем где-либо на Земле. Конечно, пиковые температуры достигают нулевой отметки и даже иногда переваливают через нее, но характерной является температура -50 градусов, а в сочетании крайне низким давлением атмосферы лишенной кислорода, марсианский климат не позволяет человеку хоть немного, хоть чуть-чуть находиться на поверхности без скафандра. К счастью, марсианский скафандр скорее всего будет проще и легче лунного, а за счет того, что сила тяжести на Марсе в 3 раза слабее Земной, его ношение не будет доставлять значительных проблем.
Быть может, кому-то это покажется совершенно неприемлемым, но во-первых, ничего лучшего поблизости нет, а сидеть вечно на Земле человечеству не судьба, и во-вторых, если присмотреться, то не так уж сильно отличаются марсианские условия от тех, в которых находятся обитатели полярных станций а в Арктике и особенно в Антарктике.
Рано или поздно, но человек ступит на красноватый марсианский грунт, сделает первые шаги, оборудует долговременную обитаемую станцию, таких станций будет все больше, между ними будут проложены дороги, над группами станций будут натягиваться купола из прозрачных и прочных материалов - под ними уже можно будет ходить без скафандров, а вне этих куполов будут вестись работы по восстановлению марсианской атмосферы, насыщению ее кислородом - некогда ушедшим в грунт, соединившимся с железом и образовавшим ржавчину, благодаря которой Марс теперь красный.
И вот об этом интересном будущем снят этот вполне реалистичный фильм - «Марсианин» - его никак не хочется причислять к фантастическому жанру, потому, что фильм этот снят по вполне реальным событиям, которые просто еще не произошли, но произойдут обязательно - в недалеком будущем.
Итак, о чем же этот фильм?
Уже третья подряд пилотируемая экспедиция NASA кратковременно посещает Марс. Астронавты прилетают на одной ракете, улетают на другой, потому, что доставившая их уже пустая. Для каждой экспедиции обратный транспорт прибывает на Марс заблаговременно порожняком и благодаря этому может вернуться обратно. Одна и та же ракета с грузом и экипажем не может.
Во время пребывания на Марсе астронавтам доставляют неприятности пылевые бури, грозящие опрокинуть ракету. Именно подобная буря прерывает очередную миссию. Вся команда покидает планету за исключением одного астронавта, которого уносит бурей из зоны поисков и опасно ранит.
Надо сказать, что подобное вредоносное влияние пылевых бурь в фильме преувеличено и ракету им не опрокинуть... хотя, как знать... Может быть сценаристам стоило поискать более убедительную причину для бегства с красной планеты?
А оставленный один на один с марсианской реальностью астронавт приходит в сознание и начинает бороться за жизнь. И подобный оптимизм в совершенно безвыходной ситуации не есть выдумка. Астронавтов выбирают из тысяч претендентов как раз по этой удивительной способности - не сдаваться ни в каких обстоятельствах.
Робинзону космической эры удается то, на что вряд ли решилась бы вся команда в штатной ситуации. Но оказывается, загнанный в угол один человек может быть сильнее сотни расслабленных и осторожных людей, действующих в соответствии с планом и регламентом.
Поскольку главный герой фильма - ботаник (в буквальном смысле, но для нашего менталитета это очень забавное совпадение), то ему удается главное - вырастить на марсианской почве еду, которой хватит до прибытия следующей экспедиции через 3 года. У него синтезируется вода, налаживается связь с Землей, все устройства марсианской обитаемой базы, все марсоходы и прочие оборудование оптимизировано и работает с минимальным потреблением энергии. И действительно, в какой-то момент кажется, что Марк Уотни (так зовут главного героя фильма блестяще изображенного Мэттом Дэймоном) одержал победу над ситуацией.
Но марсианская стихия внезапно берет свое. Теплица разрушена, урожай погиб, из пригодного для жизни пространства остается лишь кабина марсохода. И первому марсианину Земли однозначно была бы крышка, если бы не стремление NASA и экипажа того самого корабля, что не так давно покинул красную планету, спасти своего потерянного бойца. И это у них получилось - как во всех американских фильмах - буквально на волоске от провала, не иначе, как с участием чуда, но при этом зрителю показали все стороны современной космонавтики - и удачи, и провалы, и внутренние трения, которые всегда возникают в любой организации на почве ответственности и риска.
Приятно, что была упомянута такая важная и современная наука - Астродинамика. О ней мало кто знает, но без ее достижений невозможен ни один космический полет. Эта наука занимается изучением движения тел в сложных гравитационных полях. С помощью алгоритмов и теорий разработанных специалистами Астродинамики удается использовать гравитационное влияние разных небесных тел, что бы направить космический аппарат или пилотируемый корабль к очень далекой цели и получить при этом выигрыш во времени, в скорости и в расходе топлива. Например, что бы вернуть корабль "Гермес" (в нем астронавты возвращались домой на Землю) обратно на Марс, можно по-старинке сначала затормозить его, а потом разогнать вновь до второй космической скорости в обратном направлении. Но такого количества топлива в баках нет. Есть немного топлива на несколько маневров, благодаря которым корабль обогнет Землю, вырвется из ее поля тяжести, ляжет на обратную траекторию, доберется до Марса и там проделает все то же самое, с учетом того, что Марс притягивает к себе все тела (и тело космического корабля также) в 3 раза слабее Земли, а значит пройти над его красной поверхностью надо ниже, а за одно - подхватить взлетающего навстречу "Марсианина".
Невозможно описать в пределах рецензии все те "хитрости", к которым прибегли герои фильма, да и не надо. Потому, что лучше посмотреть, а не прочитать. А посмотрев, вряд ли стоит привязываться к тем мелочам и ляпам, которые вышли за пределы науки и стали проявлениями фантастики. Как в любом фильме, в фильме "Марсианин" достаточно вольностей, и использовать его как 100%-ное пособие по выживанию на далеких необитаемых планетах нельзя. Это прежде всего зрелище. Но это зрелище намного ближе к науке и реальности, нежели все ранее мною увиденные, так что ругать фильм за ненаучные выдумки неразумно.
В заключении отмечу, что в фильме немало добрых шуток. Некоторые из них касаются музыки и сама музыка в фильме отличная. Она состоит из 2 разных типов контента. Это "старинная" музыка 70-х и над ней потешается, иронизирует Марк Уотни. Но надо признать, что дух музыки 70-х очень близок к духу первых лунных экспедиций - это все одна историческая эпоха и музыка 70-х очень неплохо вписывается в события новой эры космонавтики, главными событиями которой становятся пилотируемые полеты к другим планетам Солнечной Системы. Вторая составляющая музыкального сопровождения фильма - добротная симфоэлектроника в лучших ее традициях от композитора Гарри Грегсон-Уильямса о существовании которого я до фильма не догадывался. Но, как говорится, вот и познакомились.
Саундтрек прижился в моем телефоне, как мне кажется, теперь надолго.
Спасибо за коммент, Игорь. Я думаю, что к моменту первой реальной экспедиции к красной планете еще столько фильмов снимут, что выбор возможных хэппиэндов будет огромен. Марсианская киноэпопея только набирает обороты.
Спасибо за коммент, Игорь. Я думаю, что к моменту первой реальной экспедиции к красной планете еще столько фильмов снимут, что выбор возможных хэппиэндов будет огромен. Марсианская киноэпопея только набирает обороты.
ОтветитьУдалить