Но как бы то не была, а настроившись на второсортное кино, я все же решил посмотреть это «Инферно» - наивно было бы думать, что можно прожить жизнь глядючи исключительно первоклассное кино. К тому же, что для одного зрителя - шедевр, для другого является отстоем. И я решил составить собственное представление о фильме с Томом Хэнксом в главной роли, которого очень ценю и как актера, и как режиссера.
Фильм снят по одноименной книге Дэна Брауна - автора бестселлера "Код ДаВинчи", который я не читал и фильм по нему не смотрел, равно как и книгу «Инферно», а значит шел на просмотр с совершенно чистыми мозгами.
(По некоторым сведениям «Инферно» является продолжением фильма «Ангелы и Демоны», который я не видел тоже, но посмотреть теперь хочется. Но это так - примечание в пол-голоса.)
Надо сказать, что это совершенно загрузочный фильм и грузить мозги он начал с первых кадров. Главный герой весь фильм страдает расстройством восприятия реальности, пропажей памяти и очень болезненно реагирует на любое резкое изменение в окружающем его пространстве. Но особенно остро проявляются эти эффекты в начале фильма - боль в голове от резкого звука, боль от яркого света, внезапное помутнение сознания, опять боль от внезапного воспоминания или непонятно откуда взявшейся ассоциации с происходящим - все это перенесено на экран так, что - я уверен - большинство зрителей в зале испытывали похожие симптомы. Перед тем, как пойти на сеанс я немного расстраивался от того, что не вариантов посмотреть в фильм в 3D. Но это было во благо. Потому что и в 2D многие режиссерские "штучки" корёжили сознание, а если в 3D, то я не поручился за половину зрителей в зале, что они смогли бы досмотреть. Короче, по части расстройства нервной системы фильм весьма эффективный. Не знаю, как это появилось бы при просмотре дома на телевизоре с приглушенным звуком. Но в большом зале, да на огромном экране, да с многоканальным звуком на всю катушку - эффект присутствия в голове профессора Лонгдона просто феноменальный. И весь остаток вечера я прогуливался по Москве слегка контуженный.
Потом прошло.
Но осадок остался. Это было круто.
И это - правда. Никакой человек на свете не творит зло ради зла. У всех находится вполне положительный мотив для совершения порой чудовищных действий. И все история нашей цивилизация вымощена именно такими мотивами, и никто никогда не скрывал, что в результате принятия того или иного непопулярного закона кому-то станет хуже. Но оставшиеся в живых получат профит. При этом утверждается, что если сейчас не предпринимать никаких мер, то в убытке, возможно даже с риском полного исчезновения, будут все.
Находятся провидцы, предрекающие этот риск. Но если посмотреть на историю человечества с большего расстояния во времени, как мы это делаем по отношению к самым отдаленным ее частям, мы можем заметить, что жизнь всегда находит выход. И выход этот не в том, что бы перебить половину, а в том, что бы некоторым образом реорганизоваться, модернизироваться, перевоплотиться в "Человечество - версия Н+1". И это уже было не раз.
Сейчас мы стоим на пороге новой эпохи. С одной стороны нас действительно очень много - семь миллиардов, и кисло двуногих на планете постоянно растет. С другой стороны на подходе технологии межпланетной экспансии и в самом ближайшем будущем (речь о нескольких следующих годах) появятся первые долговременные поселения на Луне и Марсе, потом - на спутниках Юпитера, а дальше человечество шагнет к ближайшим звездам, для расселения по внесолнечным землям. Вот тут и понадобится наше неукротимое поголовье - будет куда отправлять любителей приключений и острых ощущений.
Конечно, в космосе тоже будут смерти - они случаются на Земле и в мирное время. Но эти смерти будут естественны и обусловлены непредвиденными обстоятельствами, а не будут хорошо спланированной казнью половины населения планеты.
Чего нет в фильме (и в книге, очевидно, тоже нет) - это изменения отношения к проблеме и средству достижения цели, которое для кого-то весь фильм оправдано высокой идеей всеобщего благополучия, а для кого-то весь фильм - нет - неоправданно и неприемлемо. А весь ценность любой истории не в том, что бы добро победило зло, а что бы хоть кто-то из армии зла перешел на сторону добра. В «Инферно» этого не происходит. Каждый остается при своем. А значит автор (и режиссер фильма) не выбрал для себя, на чьей он стороне и аргументов для доказательств у него нет.
В этом разрезе фильм можно рассматривать как провокационный и даже опасный, потому, что исход был определен лишь стечением обстоятельств, а не какой-либо логикой или моралью. Наши в этот раз победили. Но это не означает, что это правильно и хоть чем-то обусловлено. Просто, так "склалось".
Но может быть и не стоило искать в фильме мораль или подсказку. Ведь скорее всего это просто шоу, игра, квест. Не требуется разобраться, кем быть. Требуется найти, где спрятано смертельное средство и обезвредить. Либо - наоборот - привести его в действие и запустить процесс чистки населения. Не удивлюсь, если вскоре появится соответствующая компьютерная онлайн игра, в которой будет спрос на ту и другую роль.
Но что в фильме бесспорно есть, это путешествие по загадкам и тайнам искусства эпохи Возрождения. Действие происходит в Италии - в Венеции, во Флоренции. Безумно красивые виды этих городов, экскурсии по музеям (пусть даже постоянно бегом), блуждание по секретным ходам, подвалам и чердакам - после всего этого невыносимо хочется бросить все и отправиться в Италию, что бы посмотреть все это своими глазами, погрузиться в этот романтичный мир человеческого стремления объяснить наш мир, его происхождение и смысл, который как-то оправдывает наше существование на Земле. Вот этой частью фильм «Инферно» несказанно хорош.
Что можно сказать об образах, созданных актерами?
Том Хэнкс точно на своем месте. Все, что он делает в фильме, все правдоподобно, все как надо. Станиславский поверил бы. А вот с его напарницей есть необъяснимая вещь, которая выглядела как фальшь до того самого момента, пока она не созналась, что использовала профессора все это время. И это тоже достаточно тонкий момент - я думаю, что это сделано умышленно и сделано мастерски.
Еще один яркий образ - Вайента - страшненькая роль блестяще сыгранная Аной Улару - очень противоречивая, а уж то, что раскрывается ближе к финалу, когда Вайента уже погибла, совершенно обескураживает. Хотя, роль-то всего лишь эпизодическая.
Образ страшного злодея - Бертран Зобрист - не состоялась. Нет в фильме страшного антипода доброму герою Тома Хэнкса. Его действительно нет даже по сюжету - разбился падая с колокольни, поэтому весь фильм Доброта воевала с призраком Зла. Я думаю, что в этом главная мораль фильма - мы и в жизни чаще всего ведем бой с "ветряными мельницами". Надо бы нам одуматься и перестать. И если хотя бы этому фильм нас научит, то траты на съемку будут покрыты с лихвой безо всякого кинопроката.
Последняя ремарка о фильме - музыка - написал ее все тот же Ханс Циммер. Она не лезет в уши поперек сюжета, не так обращает на себя внимания, как музыка Морриконе, но все же заметна и, как мне показалось, очень удачна. К тому же - добротном электронном ключе. Поэтому приобретение саундтрека обозначилось в ближайших планах.
Ну, а фильму - твердая четверка. Даже, я бы добавил - с плюсом.
Трейлер фильма:
Полезные ссылки:
- О фильме «Инферно» в Википедии
- Том Хэнкс в Википедии
- Дэн Браун в Википедии
- «Инферно» на www.ivi.ru
- Саундтрек «Inferno» на GooglePlay
Комментариев нет:
Отправить комментарий