суббота, 19 ноября 2016 г.

Enigma - 2016 - «The Fall Of A Rebel Angel»

          Новый и предыдущий студийные альбомы легендарного проекта Микаэля Крету разделены промежутком 8 лет. Это - много даже для неторопливого Curly MC (как конспиративно был указан Крету на обложке первого и самого успешного энигматического альбома). К этому моменту об Энигме успели забыть самые преданные поклонники и ценители. Учитывая ряд негативных обстоятельств в жизни создателя проекта, опасения, что более новых альбомов Энигмы не будет, были весьма обоснованными.

          Я кратко напомню ключевые события из истории проекта Enigma, для лучшего понимания места нового альбома в дискографии проекта и жизни его создателя.

          Микаэль Крету - немецкий композитор и продюсер, известный по продвижению таких имен, как Manfred "Thissy" Thiers, Piter Cornelius, Hubert "Kah" Kemmler, Sandra, а так же некоторых других, о которых мы в России не слышали, задумал принципиально новый музыкальный проект на стыке энтики, духовной музыки, электроники, ньюэйджа - нанизанный на одному ему понятную философскую нить. Это был 1987 год - как раз в перерыве между альбомами Сандры «Mirrors» и «Into a secret land». Но уже в «Into a secret land» при внимательном рассмотрении можно заметить зародыши энигматических идей, а уж в альбоме Сандры 1990-го года "Paintings in Yellow" их - пол пластинки.

          Первый альбом проекта Enigma вышел в декабре 1990 года и стал бомбой. Успех был мистическим, потому, что не было в альбоме ни забойных диско-ритмов, столь модных в 80-х - 90-х, ни ярких мелодий. Не было даже песен в привычном для нас понимании, но и чисто инструментальным первый альбом Энигмы назвать было нельзя. Это было нечто особенное в своем роде.

          Успех второго альбома «The Cross of Changes» три года спустя был несколько меньшим, но все равно значимым. Он немного потерялся на фоне противоречивых сообщений о распаде проекта (один из участников записи первого альбома - Frank Peterson - вышел из проекта и создал собственный - «Gregorian») и участии Микаеля Крету в создании саундтрека к эротическому триллеру «Щепка» (два трека написанные для фильма вошли в треклист альбома и оказались для стиля Энигмы несколько жестковаты).

          Третий альбом, очень красивый, бесподобно записанный, в котором сам Микаель Крету спел несколько песен, к сожалению, прошел практически незамеченным - «Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!». И это, между прочим, был последний из альбомов проекта, успех которых считается бесспорным, потому что в четвертом альбоме уже проявился глубочайший творческий кризис, который привел к радикальному изменению стиля проекта: два следующих альбома - «Voyageur» и «A Posteriori» стилистически никак первые альбомы не напоминали, успеха у слушателей не имели и фактически похоронили проект. Только в 7-м альбоме Микаэль взялся спасать положение и выпустил весьма формальную и относительно слушабельную пластинку «Seven Lives Many Faces» - на Энигму похожую, но слушающуюся все-таки тяжело.

          За эпоху неудач у Микаеля Крету разрушился семейный союз в Сандрой, он потерял дом и студию, и впал в полное уныние не имея ни способности, ни желания написать ни песни, ни ноты. Казалось бы, все кончено и надеяться на выход еще одной, притом - удачной, пластинки нет никаких оснований.

          Но время лечит и после 8-летнего перерыва появилась новость о скором выходе нового альбома проекта, а следом за новостью был представлен новый сингл с многообещающим названием «Sadeness - part II». Сам же Микаэль Крету открыто обещал, что новый альбом будет наиболее близок к самому первому из альбомов Энигмы. Что это? - осознание того, что все эксперименты были зря и не принесли проекту пользы или настойчивые требования издателей, которые согласились выпустить пластинку лишь в случае, если успех будет гарантирован? Но так или иначе, а в разных интервью и цитатах основателя проекта чувствовались нотки раскаяния. Казалось, что теперь - столько лет спустя - он наконец понимает, что в погоне за чем-то иллюзорным завел самый успешный проект своей жизни не туда, куда хотелось бы... и он не против вернуться к началу.

          Тут и название альбома о многом говорит: «The Fall Of A Rebel Angel» переводится как «Падение мятежного Ангела» - каковым, надо думать, Микаель считает себя.

          Но прослушивание фрагментов сингла «Sadeness - part II» привело меня в некоторое замешательство. Никаких ассоциаций с тем, на что упорно ссылается автор, у меня не возникло - это не продолжение, не подобие, не ремикс той самой известной композиции Энигмы. Тут нет преемственности ритма, стиля, тембральной палитры - той самой знаменитой флейты нет ни в сингле ни в альбоме - всё - флейты кончились! Зато есть орган и его бессмертный повелитель - Иоганн Себастьян Бах. Оказалось, что «Sadeness - part II» - своеобразная интерпретация «Токкаты и фуги ре-минор» Баха с участием этно-дивы Anggun, которая уже прописалась в энигматическом жанре участием в записи одного из альбомов проекта Deep Forest.

          По одной песне судить об альбоме, конечно, неправильно. И вот альбом вышел, прошла неделя, как я его постоянно слушаю. Теперь я имею полное право высказать свое мнение о нем.

          Должен добавить, что приобрести и скачать альбом из Интернет-магазина GooglePlay в первые два дня после релиза было невозможно. Попытки оплатить товар приводили к бесконечному ожиданию ответа на запрос или к ошибке. И не надо думать, что это Google что-то накосячил или что GooglePlay не рассчитан на большое количество одновременных запросов - еще как рассчитан, но в данном случае количество запросов на приобретение нового альбома Энигмы было очень большим. А страница альбома уже изобиловала первыми отзывами о пластинке - преимущественно восторженными, хотя попадались и разочарованные покупатели, которым альбом совсем не понравился.

          Первое впечатление от прослушивания было смешанным. Альбом показался очень минималистичным по саунду и аранжировкам, очень бедным музыкально. Показалось, что весь альбом состоит из одной и той же мелодии, которая появляется с началом второго трека (а первый трек во всех альбомах Энигмы - непродолжительное интро - в новом альбоме тоже) и звучит на фоне двух аккордов - субдоминанта, тоника. Иногда аккорды звучат без мелодии - вот и вся Энигма... Но через какое-то время ловишь себя на мысли, что эту музыку не надо слушать мозгом, а лучше - сердцем. Что на самом деле, если ее не анализировать, то она доставляет удовольствие и к незаметному окончанию пластинки появляется сильное желание включить ее по второму, третьему, ... десятому кругу. Потом в альбоме обнаруживаются новые мелодии и глубины саунда и изюминки аранжировки - альбом уже не кажется минималистичным. Напротив - работа по такой умелой организации саунда кажется титанической, а изящество сочетания дерзких сэмплов в медитативном контексте просто поражает. Открывается второе дыхание.

          Но я могу понять и тех, кто разочарован. Найти в пластинке хоть один яркий трек, кроме упомянутой фуги Баха вряд ли удастся, да и фуга весьма противоречива, что бы понравиться всем.

          Вобщем, по саунддизайну и аранжировкам альбом необыкновенно силен - это заслуга Микаэля Крету, как продюсера. А композиционно альбом весьма слаб и беден - написать для альбома, который вынашивался 8 долгих лет, хоть немного интересного музыкального материала его создатель уже не смог, как впрочем, и для трех предыдущих альбомов, но для этого - особенно. И тут лишь остается развести руками.

          Но если говорить об этом альбоме Энигмы, как о коммерческом продукте, то вне всякого сомнения старания аранжировщика в совокупности с достижениями саунд-продюсера перевешивают недоработки композитора.

          Альбом будут слушать за чарующий саунд, отлично работающий релакс, за странные порой ритмические рисунки, за особую скрипучую перкуссию в партиях ударных, из-за которой "Падение мятежного Ангела" превращается в увлекательный круиз на трехмачтовом бриге, в захватывающее путешествие совершающееся под мистический скрип рей и канатов, даже на уровне слуховых галлюцинаций где-то вдали угадывается крик чаек, кричащих вслед ангелу, падающему все ниже и ниже к глади морской...

          Перепады форте и пианиссимо сменяют друг друга подобной морским волнам, а голосовые семплы убедительно напоминают связные речитативы вокалистов - есть на чем заострить внимание слухового канала восприятия. В альбоме обнаруживается немало разновидностей органоподобных звуков - это для энигматического саунда заметное обновление. Можно даже сказать, что Curly MC сменял флейту на орган. А вот, что осталось неизменным, это - божественно красивые пэды.

          Возможно, этот альбом побил рекорд Микаеля Крету по самоцитированию, потому, что очень многие элементы, как в композиционной части, так и в звуковой палитре, мягко говоря "очень-очень" смахивают на то, что уже было, потому, что это действительно уже было. И не раз. Но, наверное, так оно и задумано - упор на узнаваемость. Но со своими нюансами и находками. В частности "доплеровский съезд" в треке #4 «The Die is Cast» - так напоминает аналогичный ход в треке «Knocking on Forbidden Doors», но в новой интерпретации - по началу воспринимается как-то насторожено, но привыкаешь и далее оно лишь ласкает слух.

          Перечислять все элементы музыкального конструктора, которые Микаель Крету притащил из старой коробки, нет смысла. Но купить альбом и послушать безусловно стоит. А тем меломанам (аудиофилов еще сильней это касается), кто успел приобрести в коллекцию предыдущие альбомы проекта, этот альбом просто необходим - он уж точно не будет прозябать на полке ради одного только присутствия в коллекции - он будет крутиться в вертушке.

          Безусловным достоинством и удачей альбома «The Fall Of A Rebel Angel» можно назвать участие Anggun, которая кроме «Токкаты и и Фуги - Sadeness II», отметилась еще в двух треках. Но это и "+1" в зачетка Крету - как продюсер он всегда привлекал в свои проекты самые неординарные голоса.

          Подводя итог скажу, что лично я рад за Микаеля Крету - релиз такого альбома после 8 лет практически абсолютного молчания, альбома, который хочется слушать с благодарностью, - это успех и определенная веха в жизни, констатация того, что Curly MC, как был гениальным продюсером, так и остался им, и не взирая ни на что смог спродюсировать новый альбом, который можно ставить в один ряд с тремя первыми - самыми удачными - альбомами проекта Enigma, правда, скорее всего на последнее место, но это никак не умаляет его успешности, потому, что очень многим музыкантам, проводящим в турне по пол года, продающим альбомы миллионами копий, до такого уровня и зрелости не дорасти никогда. А некогда поставленная планка достижений на недосягаемую высоту самим создателем проекта в данном случае не дает повода судить его слишком строго.

          По 10-бальной шкале я поставлю альбому 9 баллов. Может быть кто-то удивится - как это возможно при всех перечисленных минусах - обилии самоцитирования и крайней бедности нового музыкального материала? Но я объясню: просто первым трем альбомам Энигмы я бы поставил 12.


(для прослушивания альбома полностью требуется регистрация на www.deezer.com)


Полезные ссылки:

Видеоверсия трека #12 «Amen»   (лучше не смотреть)

          PS: На GooglePlay альбом представлен как 4-дисковое издание. Первый диск, собственно, - новый альбом. Три остальных - истории возникновения и содержания всех 12-ти треков альбома от лица участников записи на трех языках: английском, французском, испанском. Как это переживут немцы - соотечественники знаменитого музыканта - пока можно лишь догадываться.






5 комментариев:

  1. Бесподобный альбом!!! Полностью погружает в нереальность какую-то.... не могу это описать, но это очень круто. Но, чтобы ощутить всю эту прелесть, слушать надо в формате 5.1

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за коммент и очень рад, что описанный альбом Вам понравился. Не знал, что он существует в 5.1. Наверное стоит поискать.

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Не согласна по поводу альбомов Voyageur и A Posteriori. Хоть они и непохожи на привычный стиль Энигма, в этом их изюминка. Надоедает слушать один и тот же саунд. Я поклонница новизны. А A Posteriori вполне можно назвать концептуальным. Что касается The Fall... - альбом прослушала на одном дыхании вместе с повествовательными треками. Знающие английский язык особенно оценят их: сразу погружаешься в таинственную атмосферу путешествия героя, представляются картины, описанные в этих треках.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия, спасибо за комментарий. Согласен с вами. Сам иногда переслушиваю "A Posteriori". Но считаю, что это всё же уже совсем другая музыка. Возможно, было бы неплохо, если бы этот альбом вышел как сольник Микаэля Крету, тем более, что его сольников мы давно не видели.

      Удалить