вторник, 4 октября 2016 г.

Бен-Гур (2016)

          Трейлер этого фильма назойливо запускали перед киносеансом всякий раз, когда мы оказывались в кинотеатре. Поэтому неудивительно, что у меня и у жены хором возникло желание фильм «Бен-Гур» обязательно посмотреть - Древний Рим, гонки на колесницах, вся эта эпичность сразили нас еще на рекламном этапе. И мы дождались премьеры, пошли смотреть.

          Забегая вперед напишу, что наибольшее удивление постигло меня во время финальных титров: Режиссер - Тимур Бекмамбетов. А я все эти два часа думал, что смотрю просто голливудское кино. Впрочем, фильмы Тимура Бекмамбетова я и раньше выделял из прочих отечественных, а «Бен-Гур» выпущенный кинокомпаниями Metro Goldwyn Mayers и Paramount Pictures по определению нельзя назвать российскими, но все равно я не ожидал, что за всем этим буйством сворачивающих голову набок гиперреалистичных 3D-сцен стоит российский режиссер.

          Вновь забегу вперед. Я также не знал, что это не оригинальная кинопостановка, и фильм с таким названием уже был более чем полвека назад. Оригинальный «Бен-Гур» режиссера Уильяма Уайлера вышел на экраны еще в 1959 году и мне пришлось посмотреть его частично, чтобы получить правильное представление о новом «Бен-Гуре».

          Но вернемся в XXI век.

          Чтобы насладиться зрелищем в 3D пришлось поискать кинотеатр - в подавляющем большинстве показывали 2D и мы в конце концов оказались в iMax-е - большой зал, середина, огромный экран, превосходное качество изображения, личные очки. Да - это раза в два дороже, чем в многозальном киноцентре Соловей, который тоже очень неплох. Но все же в iMax фильмы в 3D воспринимаются реалистичнее и приятнее - без ломки глаз и головной боли. Но это - так - лирическое отступление.

          Сюжетную историю фильма до просмотра я не знал. Книгу, по которой снят фильм не читал и предыдущее воплощение фильма не смотрел. Оно и к лучшему. Непредвзятость позволила оценить фильм без сравнений с чем-то еще и получить удовольствие в большей степени.

          Надо сказать, что практически все сцены, диалоги (с учетом перевода), причинно-следственные связи выстроены безупречно. Фильм можно рассматривать, как пособие по психологии семейных отношений, как эзотерическую модель объясняющую откуда все наши беды и почему мы совершаем ошибки. Хотя, не все лежит на поверхности и что-то надо рассмотреть за яркими, необыкновенно качественными экшн-сценами.

          Две самые яркие сцены, которые надолго впились в сознание - это морской бой римлян и греков (он большей продолжительностью виден лишь в весельную щель в галере, но впечатление производит очень сильное) и кульминационная сцена заезда колесниц - специалисты по 3D рендерингу тут достигли уровня римских богов.

          Отдельной и неожиданной для меня нитью в сюжетной линии фильма «Бен-Гур» проходит история Христа, но эта тема здесь чисто символическая и обозначена условно. Фильм за это критикуют, а мне кажется правильным смещение акцентов в сторону от религии и жизни Христа вообще, потому что будь это иначе, мы бы получили Библию, а не «Бен-Гур» - история двух братьев отошла бы на второй план перед эпическим распятием и общей христианской философией жизни. Я не против этого, но нельзя же любую историю превращать в одно и тоже.

          Прекрасным считаю решение назвать главного героя Джудой (на европейский манер), а не Иудой (на русский), так как популярнейшее когда-то еврейское имя в русском переложении для нас имеет исключительно негативный оттенок. А для фильма это совсем не нужно. Ведь главный герой - Джуда «Бен-Гур» - положительный, плюс к тому демонстрирует успехи духовного роста, а не моральное падение. И кстати, его враг - сводный брат, римлянин Мессала тоже в конце фильма становится положительным персонажем - все кончается неплохо. А я очень люблю фильмы со счастливым концом, но таким, чтобы он не терял реалистичности. Здесь с этим все хорошо. Финал не кажется фальшивым.

          Большинство актеров в фильме для меня были незнакомы. Я никогда и не смотрю фильм ради актеров. Надо отдать им должное - актерское воплощение и главных персонажей и второстепенных на высоте. И все же я не могу не отметить участие в фильме знаменитого Моргана Фримана, работа которого делает половину успеха всего фильма, хотя сам он появляется уже после середины киносеанса. По сюжету его роль никак не назвать главной, но по впечатлениям от фильма складывается понимание, что его герой (а совсем не Христос или Джуда с Мессалой) - главный волшебник и творец чуда.

          Несмотря на некоторое количество критических разносов фильма Тимура Бекмамбетова в найденных рецензиях в Интернете, на нелестное сравнение с фильмом-предшественником я бы поставил фильму твердую 5-ку по пятибалльной шкале. Прекрасный фильм. Предшественник тоже не плохой, но для современной эпохи уныл и скучен. Смотреть 3 часа то, что можно посмотреть за 2 - это не всегда получается себе позволить. Я недосмотрел. К тому же актерские решения в старом фильме мне совсем не понравились. Особенно образ Мессалы - это, простите, мрак какой-то. Я не верю, что персонаж Мессалы мог усвоить урок и измениться. Наверное к концу фильма это и происходит, но я, как Станиславский, не поверил в это, и просмотр прервал. Мне вполне хватило того, что я увидел в «Бен-Гуре» Тимура Бекмамбетова.

          Фильм категорически рекомендую к просмотру.

Трейлер фильма:

          PS: Разумеется, фильм местами жестокий - это же Древний Рим со всеми присущими ему жестокостью, кощунственностью, цинизмом и своеобразной односторонне-выгодной моралью - крови в фильме пролито не мало, но и не много по современным меркам. Мне даже кажется, что больше яда этого фильма сосредоточено не в кровавых сценах, а порой в разговорах и эмоциях. Моя жена после сеанса даже переспросила меня, что - "Неужели римляне были на самом деле такими жестокими, как показано в фильме?" Я ответил, что - "Да, примерно такими и были". А само подумал - "Они были в несколько раз более жестокими". Иногда мы просто не замечаем, насколько гуманен наш мир, и что из века в век человек отдаляется от своего звериного предка. Мы очеловечиваемся порой и от того, что нам показывают подобные фильмы. И мы становимся свидетелями того, что в себе надо изжить, и благодаря чему это возможно. Но в этом фильме довольно и красоты, восхитительных человеческих отношений и чувств. Равновесие удивительным образом соблюдается. Но если вы за реализм и хотите правды, то фильм похож на правду. В этом еще один его плюс.

Полезные ссылки:






2 комментария: